МБОУ Гобикская СОШ
п.Гобики, Брянская область
  • Помощь в трудной ситуации

    Горячая линия Министерства просвещения по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям: +7 ( 8005558981.

    Звонок бесплатный. 

    Центр защиты прав и интересов детей, подведомственный Минпросвещения России, 1 марта запустил бесплатную горячую линию по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям.  Линия запущена по нацпроекту «Образование».

    «На горячую линию можно будет обратиться по вопросам, связанным с индивидуальными и возрастными особенностями развития детей и подростков, межличностной коммуникацией между родителями и детьми, развитием, обучением и воспитанием детей с ОВЗ и инвалидностью, профилактикой проблем социализации и профориентации детей, освоения ими образовательных программ, а также с подготовкой граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей», — уточнили в Минпросвещения.

    Услуги оказывают специалисты Центра защиты прав и интересов детей бесплатно по телефону 8 (800) 555-89-81.

    Цель работы Центра защиты прав и интересов детей — методическое обеспечение системы образования Российской Федерации в сфере защиты прав и интересов детей. Национальный проект «Образование» направлен на обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования и раскрытие талантов каждого ребенка.

    Информация для педагогов и родителей

    У граждан появилась возможность вносить ссылки на публикации в социальных сетях и сети Интернет c информацией деструктивного характера, в том числе содержащей признаки склонения к суициду и (или) разъяснений о способах совершения самоубийства, в форму приема обращений органов государственной власти.

    https://eais.rkn.gov.ru

    «Письмо Минпросвещения РФ от 30.06.2021 №07-3586 «О направлении методического письма»(вместе с рекомендация по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения): https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-30.06.2021-N-07-3586/

    Алгоритм действий  родителей и педагогов, направленных на предотвращение суицидов среди обучающихся:

    Самоубийство, суицид — намеренное лишение себя жизни. Суицид несовершеннолетних, а также проявление суицидальных намерений являются  формой девиантного  поведения.

    Мотивация и  непосредственная причина суицида в детско-подростковом возрасте имеют, прежде  всего,  психологические  и  социально-психологические проблемы, не решенные обучающимся самостоятельно или с помощью иных лиц.

    Суицидальное поведение включает различные формы активности: от устных заявлений о намерениях и рассуждений на данную тему до неоднократных попыток, в том числе с летальным исходом.

    Ключевым  пунктом для осуществления профилактической работы с обучающимися является отслеживание их психо-эмоционального состояния и оказание своевременной индивидуально ориентированной  педагогической, психолого-педагогической и социально-психологической помощи.

    В целях профилактики кризисных ситуаций и суицидальных попыток их разрешения рекомендуется особенно пристальное внимание уделять следующим моментам в поведении:

    • жалобы на отсутствие смысла в жизни («Мне все надоело»; «Не хочу никого видеть»; «Не хочу ничем заниматься»);
    • жалобы на дурные предчувствия («Я чувствую, что скоро умру»);
    • жалобы  на неразделенные чувства любви, дружбы; отверженность в семье или в среде сверстников;
    • повышенный, стабильный интерес к проблемам смерти, частые разговоры о смерти, интерес к загробной жизни, к похоронным ритуалам;
    • словесные намеки на приближающуюся смерть («Потерпите, недолго вам осталось со мной мучиться!», «Вы еще пожалеете (он, она еще пожалеет), но будет уже поздно!» и т.д.);
    • приведение в особенный порядок своей комнаты, своих личных вещей; раздача некоторых вещей товарищам, окончательное выяснение отношений;
    • внезапное (без видимых причин) наступившее спокойствие, умиротворенное состояние после длительного состояния депрессии;
    • тайные приготовления к чему-то, объяснить которые подросток отказывается или объясняет неубедительно;
    • длительное состояние внутренней сосредоточенности, которое раньше не было для подростка характерным, отсутствие желания общаться с кем-либо.
    • проведение длительного времени за компьютером, отгороженность от семейной и школьной жизни, нахождение и пребывания на сайтах особого содержания (самоубийства, молодежные течения и организации, аноректики, сексуального характера, агрессивного и т.д);
    • смена настроения/пониженное настроение или оживленность несоответствующая ситуации;
    • изменение аппетита (избирательность, отказ от еды/прожорливость…);
    • Нарушение сна (трудность засыпания, частые пробуждения, ранние просыпания, чувство усталости и разбитости после сна…);
    • Конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками и взрослыми (школа, семья);

    Состоянием, предшествующим попытке самоубийства, в любом случае является глубокая депрессия.
    Основными признаками депрессивного состояния являются:

    • резкие и немотивированные перепады настроения;
    • частые вспышки агрессивности, беспричинная озлобленность, повышенный тон разговора;
    • стремление к длительному уединению;
    • болезненная реакция на ту или иную тему разговора;
    • жизненная апатия, проявляющаяся в равнодушии к тому, к чему ранее был выраженный стойкий интерес (например, к общению с домашним питомцем);
    • изменение пищевых привычек;
    • часто повторяющиеся попытки убежать из дома;
    • потеря интереса к той деятельности, которой ребенок до определенного периода был сильно увлечен (чтение, компьютерные игры, спорт и т.д.);
    • пессимистические рассуждения о будущем;

    *отсутствие желания заботиться о собственной внешности и личной гигиене (внезапная, ранее не характерная неопрятность);
    *неспособность концентрировать свое внимание и мысли, неспособность к их четкому вербальному выражению.

    Родителям:

    1. Беседа с ребенком. Разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что подозрения не напрасны. Создать условия для спокойного разговора.  Подозрения и претензии предъявите ребенку уверенно. Следует показать ребенку, он не останется без внимания родителей  и вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями. Установите эмоциональный контакт и доверительное общение «сопереживающего партнерства»: «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»; «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»; «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»; «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»; «Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»; «Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить».
    2. Оценить серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. Оценить глубину эмоционального кризиса.
    3. Установить последовательность событий, которые привели к трудной жизненной ситуации. Прояснить ситуацию и помочь ребенку проговорить мысли о смерти. Понять и разделить эмоциональное состояние ребенка. Выяснить, связанны ли мысли о смерти с нашими взаимоотношениями.  Если «да», то с какими именно. На протяжении всего разговора с ребенком укреплять доверительные отношения. 
    4. Расспросить ребенка о его намерениях совершить суицид. Выяснить, каким средством он намерен лишить себя жизни. Узнать о причине таких намерений. Проговорить, какие чувства ребенку трудно выносить, что он думает о суициде, помочь высказаться.
    5. Взвесить собранную в беседе информацию и оценить степень суицидального риска ребенка.
    6. Обсудить с ребенком совместный план последовательных действий по преодолению трудной ситуации.
    7. Обратиться за получением квалифицированной  помощи к психологу или к врачу (психотерапевту, психиатру).
    8. Посещение групповых занятий для повышения психолого-педагогической компетентности во взаимоотношениях с ребенком.
    9.  Совместный с ребенком поиск внутренних личностных ресурсов в проживании трудной жизненной ситуации.

     В случае если ребенок (подросток) не идет на контакт с родителями, можно предложить ему позвонить на экстренную линию Детского телефона доверия 8-800-2000-122. Линия работает круглосуточно.

    В случае если помощь нужна родителям (законным представителям) можно позвонить на горячую линию по оказанию помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних по телефону 8(800)555-89-81

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике